Зарождение и развитие байкерского движения в России: от 80-х до наших дней


Корни российского байкерства уходят в СССР. Еще до начала перестройки, в 1984 году, по ночной Москве проносились ватаги мотоциклистов в ватных телогрейках и кирзовых сапогах. Из-за отсутствия глушителей Явы «рвали» своими рокочущими звуками асфальт проспектов, мешая спать добропорядочным горожанам. Пройдет несколько десятилетий и в России появятся сотни байкерских организаций, на смену Явам придут Харлеи, будут проводится мотофестивали, слеты и даже патриотические байк-шоу.

Рокеры 80-х

С приходом Горбачева молодежь почувствовала свободу. Число неформальных движений быстро росло. От общей тенденции не отставали и мотоциклисты-неформалы, объединения которых стали появляться во всех крупных городах. В то время их называли «рокерами».

Название пришло из США, где собственно и зародилась эта субкультура еще в 50-х годах прошлого столетия. Устраивая гонки, американские мотоциклисты обычно использовали в качестве отправной точки придорожные кафе. Поэтому за ними закрепилось название cafe racers (кафе-гонщики).

В русском языке в видоизмененном виде слово «racers» стало звучать как «рокеры». По другой версии, все дело в любви мотоциклистов к року, что сближало их с рок-фанами. Они посещали одни и те же концерты, носили длинные волосы…

Формирование байкерских мотоклубов

Часть общества осуждала рок-фанов, хиппи, панков за взгляды и образ жизни. Нападения на них устраивали любера и подобные организации. Наиболее активные рокеры взяли на себя задачу противостояния агрессии и поддержания порядка на рок концертах. К концу 80-х в этой среде сформировалась группировка «Хирургия», возглавляемая Александром Залдостановым.

Во время своей поездки в ФРГ Залдостанов познакомился с представителями легендарного байкер-клуба «Ангелы Ада». Знакомство послужило импульсом для создания в 1989 году мотоклуба «Ночные волки». С этого момента завершается эпоха рокеров и начинается развитие на постсоветском пространстве и в России байкерской культуры.

Сегодня НВ - широкая сеть, охватывающая разные уголки страны. Калининградское отделение мотоклуба «Ночные волки Западный рубеж» - одно из самых молодых. К своим единомышленникам оно присоединилось в 2015 году с целью не допускать негативного влияния извне и способствовать развивать патриотизма в регионе. Аналогичные подразделения существуют на Дальнем Востоке, в южных и северных регионах.

Возвращаясь в 90-е, стоит отметить, что первоначально Залдостанов присвоил своему клубу статус MotoGang (Мотобанда), что подразумевало сокрытие от посторонних лиц своих реальных целей, а также жесткую иерархию в самом сообществе. Позже логотип MG сменился на МС. Статус Motorcycles Club (традиционный мотоклуб) исключает криминал и подразумевает полную открытость. В числе первых мотоклубов также стоит отметить Cossacks MC Russia, основанный Олегом Гочем, Black Aces Руса Тюрина и Эда Ратникова, Hell Dogs, Night wolves.

С 1992 года российские мотоклубы становятся частью международного байк-движения. С 1995 года становится возможной официальная регистрация мотоклубов, как общественных некоммерческих организаций.

Эволюция байков в России

Первые российские байкеры не имели возможности покупать мощные мотоциклы зарубежного производства. И дело не только в отсутствии финансов. Двухколесных иномарок попросту не было в продаже, как не было запчастей и сервисного обслуживания. Единичные экземпляры не в счет, так как их обладателями были привилегированные лица.

Оставалось переделывать отечественные мотоциклы. Модернизированные Уралы и Днепры хоть как-то справлялись со своей ролью. Ижи и Явы имели меньшую мощность, но подъемный вес. Они не требовали гаражей, так как могли разместиться и в типовой городской квартире, что было их преимуществом.

Отечественные мотоциклы становились базой для чопперостроения и порой оснащались моторами от малолитражек: Запорожца и Оки. На выходе получались чопперы с характерным наклоном рулевых колонок, «рогами», бензобаками каплевидной формы, вынесенными вперёд передними колесами. Завершал образ замысловатый орнамент, выполненный с помощью пинстрайпинга.

Особым спросом пользовались лендлизовские Harley-Davidson и трофейные BMW, сохранившиеся после ВОВ. Порой, на их поиски приходилось отправляться в глухие деревни и выкупать у местных жителей. В начале 90-х из Японии, через Дальний Восток, пошел поток поддержанных японских мотоциклов.

Со временем байкеры оседлали и мощные хромированные Харлеи, которые завозились из США. Несмотря на открытие дилерских салонов Harley-Davidson, чопперостроение остается актуальным в байкерской среде, ведь только так можно выразить свою индивидуальность.

Байкеры сегодня

В России официально зарегистрировано более 345 мотоклубов. Регулярно проводятся мотослеты, рок-фестивали. Ряд байкерских организаций, в том числе «Ночные волки», принимают активное участие в мероприятиях патриотической направленности. Несмотря на определенные отличия во взглядах, байкеров объединяют общие незыблемые ценности: стремление к свободе, правде, и острым ощущениям... И, конечно же, безграничная любовь к своим мотоциклам.

Нет фото

Tezzka

Красноярск
Комментарии (0)